Задержка речевого развития (ЗРР) - отставание речевого развития от возрастной нормы до
четырех лет. Ребенок с ЗРР овладевает навыком речи так же, как и другие, но
возрастные рамки сильно сдвинуты.
Неврологи,
логопеды, психологи и дефектологи считают, что от развития речи зависит
психологическое развитие ребенка, развитие у него познавательных процессов
(мышление, память, внимание, воображение).
Основные причины
задержки речевого развития
1. Эмоциональная недостаточность
- Если малыш был лишен в первые два года жизни близкого
общения с матерью или заменяющим ее лицом, он, как правило, не ловит взгляд
взрослого, его лицо безучастно, амимично, ребенок не смеется и почти не плачет.
Без
эмоционального контакта с другим человеком у ребенка не возникает потребность в
общении, в том числе в речевом.
2. Чувственная недостаточность
- Недостаточность
чувственного опыта выражается в узком кругозоре ребенка, в его скудной
осведомленности. У ребенка нет возможности изучать различные предметы, их
свойства и качества; постепенно у малыша угасает потребность и в этом. При
отсутствии или резком сужении сенсорного опыта и предметно-практической
деятельности возникает ЗРР, так как речь в раннем возрасте является выражением
наглядно-действенных форм мышления.
Чтобы назвать предмет, ребенок должен его потребовать,
захотеть взять его в руки, эмоционально на него среагировать.
3.
Последствия ПЭП (постнатальной энцефалопатии), т.е. органическое
поражение центральной нервной системы во время родов и в послеродовой период,
могут быть выражены в различной степени — от очень тяжелых проявлений до
заметных только специалисту неврологу, но они, как правило, играют определяющую негативную роль в
раннем речевом развитии.
Речевое развитие ребенка к 2 годам
•
понимает короткий рассказ о знакомых событиях,
•
выполняет инструкцию (до трех поручений),
•
знает детали лица: губы, зубы, язык, уши и части тела
(руки, ноги и т.д),
•
активный словарь приблизительно от 50 слов,
•
использует предложения из 2 - 3 слов,
•
фраза не сформирована,
•
начинает употреблять прилагательные, местоимения,
предлоги, наречия,
•
договаривает четверостишия в знакомых стихах,
подпевает,
•
в 2 - 3 предложениях рассказывает о том, что видит в
данный момент,
•
задает вопросы,
•
называет предметы по картинке: а) по просьбе
взрослого, б) самостоятельно,
•
дает себе оценку: «хороший», «большой»,
•
говорит: «до свидания», «пока», «спасибо»,
«здравствуйте».
Показатели развития речи детей третьего года жизни
от 2 лет до 2 лет 6 месяцев:
Понимание. Идет дальнейшее развитие понимания
смыслового содержания речи окружающих. С
ребенком можно говорить не только о событиях, явлениях, воспринимаемых в данный
момент, но и прошлых (уже знакомых ребенку).
Способность подражать. Легко повторяет фразы, короткие стихи.
Словарь.
Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся дополнениями
словаря. Появляются вопросы " «Где?
Когда? Почему?»
Пользование. Речь
становится основным средством общения не только со взрослыми , но и с детьми. Много
говорит по самым различным поводам.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Особенности развития речи детей |
Правила обучения и воспитания |
Несовершенство
всех органов артикуляции и систем речи, Ранимость
детского организма, Частая
заболеваемость |
Для детей
важен режим, уход. Они чувствительны к физическому дискомфорту. Соблюдать режим ежедневных
прогулок и режим правильного питания |
Эмоционально-психическое
самочувствие неустойчиво, Нервная
система быстро истощается, Дети не
умеют управлять с собой, Заражаются
как положительными, так и отрицательными эмоциями |
Не доводить
плач ребенка до истерики, исключить
грубый тон голоса и частые запреты.
|
Ребенок
любознателен, осваивает окружающие предметы и их назначение, путем проб
и ошибок, Сенсомоторная
потребность |
Разъяснять
назначение и способы действия с предметами, Играть
вместе с ребенком, Озвучивать каждое действие
взрослого, Проговаривать с ребенком его
успехи, Учить выражать словами свои
желания |
Легкая
обучаемость |
Подавать
положительные образцы поведения, Контролировать
свою речь и эмоциональные проявления в присутствии ребенка, Обеспечить
постоянство и единство требований к развитию речи со стороны взрослых. |
Стремится к
самостоятельности |
Организовать интересную и
содержательную речевую деятельность ребенка, Предоставлять
самостоятельность в речевом диалоге |
Потребность
в общении со сверстниками |
Поощрять
совместные игры, Учить
делиться с игрушками, Давать образец правильного
словесного обращения к сверстнику |