Программное
содержание: обобщить и
систематизировать знания детей о
России, формировать уважительное отношение к государственным символам,
закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ,
названия народных промыслов. Воспитывать
любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, изделия народно-прикладного искусства, пазлы с изображением флага и герба России, кроссворд.
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня мы проводим викторину на тему "Мы россияне". В
игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды, поприветствуйте
друг друга.
Команда "Васильки".
Василек - цветок России,
Он, как небо,
синий-синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.
Л.Осипова
Команда "Ромашки".
Мы - ромашковое поле,
Символ русского
раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи
Л.Осипова
Команды
садятся за столы ( в центре каждого - цветок-символ ).
Воспитатель. Мы живем в стране, у которой
удивительно красивое имя - Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое
название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Много
чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная,
необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое
Родина? ( Ответы детей: Родина- значит родная, как мать и отец. Родина - место,
где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Давайте начнем нашу викторину с
разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется.....Россия.
Граждане России
называются.....россияне.
Столица России - город.....Москва.
Самая известная река
России.....Волга.
Президента России зовут.....Путин
В.В.
Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Конкурс №1."Государственные символы".
Воспитатель. Какие государственные символы вы
знаете? ( Герб, флаг, гимн.) Что такое государственный гимн? ( Главная песня
страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя,
проявляя уважение.)
Я предлагаю командам выбрать среди
разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? ( На
государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных
праздников.)
А теперь давайте рассмотрим российский
герб. Что изображено на нашем гербе? ( Золотой двуглавый орел со скипетром и
державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает
змея.)
Конкурс №2. "Кто
быстрее соберет?".
Воспитатель. Каждой команде нужно собрать быстро пазлы и
назвать, что у вас получилось. ( Одной команде пазлы с изображением российского
герба, другой - флага.)
Конкурс №3. "Города России".
Воспитатель. Россия - самая большая страна в мире! В России
свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Назовите города, какие вы
знаете. ( Команды поочередно называют города.)
Конкурс №4. "Пословицы о Родине".
Воспитатель. Русский народ придумал очень много
красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте
сейчас вспомним эти пословицы. ( Команды поочередно называют пословицы. Жюри
подсчитывает баллы.)
Физминутка:
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Конкурс №5. "Народы России".
Воспитатель. Много
разных народов живет в России, каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все
народы равны между собой. Давайте вспомним,
кто живет в России. ( Русские, татары, чуваши, башкиры, якуты, мордва, чеченцы
и др.)
Конкурс №6. "Кроссворд "Реки
России".
Воспитатель.
Следующий конкурс - кроссворд. По ключевому слову догадайтесь, о чем
этот кроссворд? Правильно, о реках России. Могучие, полноводные реки России
несут свои воды в моря и океаны. На нашем кроссворде есть подсказки.
4. А |
м |
у |
р |
|
|
|
|
1.Н |
е |
в |
а |
2.М |
о |
с |
к |
в |
а |
3.Л |
е |
н |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Эта река
протекает в городе, где очень много музеев, старинные парки, прекрасные
фонтаны, великолепные дворцы. ( Нева.)
2.Название
этой реки одинаково с названием города. ( Москва - река.)
3.Эта река
созвучна женскому имени. ( Лена.)
4. Река,
которая протекает в восточной части
России.
Конкурс№7. "Народные промыслы".
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам вспомнить
изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что
спрятано в волшебном сундучке.
Эта роспись - просто чудо,
Голубая
вся посуда.
Роспись с синим
завитком
Манит
русским васильком.
( Гжель.)
Выросла золотая
травка на ложке,
Распустился красный цветок
на плошке.
( Хохлома.)
Чудесные узоры: розаны
и купавки.
Украшены им доски на кухне
у хозяйки.
( Городецкая
роспись.)
Из глины барышня и
козлик
Собою хороши,
пригожи.
Полоски, точки и
круги -
Известный нам узор,
какой же?
( Дымковская роспись.)
Конкурс№8. "Литературный".
Воспитатель. А сейчас у нас литературный конкурс.
Каждая команда приготовила стихотворение о Родине. Дети читают стихи. Жюри
оценивает содержание и выразительное чтение.
Воспитатель. Ребята, подумайте и скажите:
"Почему мы гордимся Россией?".
-Россия очень
большая по территории, богата полезными ископаемыми.
-Первый
космонавт на Земле - гражданин России Юрий Гагарин.
-Россия
победила фашистов во Второй мировой войне.
-Россия -
страна с богатой культурой и т.д.
Воспитатель. Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли
умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями. И если
нужно будет смогли защитить её.
Жюри подводит
итоги викторины, награждает победителей. Все команды получают приз - конфеты
фабрики "Россия".